Учебный
курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) включает в себя
модули:
• Основы мировых
религиозных культур
• Основы православной
культуры
• Основы исламской
культуры
• Основы буддийской
культуры
• Основы иудейской
культуры
• Основы светской
этики
Примерная
программа комплексного учебного курса
«Основы
религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Основы православной культуры |
Основы исламской культуры |
Основы буддийской культуры |
Основы иудейской культуры |
Основы мировых религиозных
культур |
Основы светской этики |
4
класс, четвертая четверть (17 часов) |
|||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
|||||
Урок 1. Россия - наша Родина. |
|||||
Блок 2. Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 1. (16 часа) |
|||||
Урок 2.Введение в
православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. |
Урок 2. Введение в
исламскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок 2. Ведение в
буддийскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок 2. Введение в
иудейскую духовную традицию. Культура и религия |
Урок 2. Культура и религия |
Урок 2. Культура и мораль.
Этика и её значение в жизни человека. |
Урок 3. Священное Писание. |
Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.
Жизнеописание. |
Урок 3. Будда и его Учение |
Урок 3. Тора – главная
книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». |
Урок 3. Культура и религия |
Урок 3. Род и семья – исток
нравственных отношений в истории человечества. |
Урок 4. Священное Писание и Священное Предание. |
Урок 4. Пророк Мухаммад –
проповедническая миссия |
Урок 4. Будда и его Учение |
Урок 4. Письменная и Устная
Тора. Классические тексты иудаизма |
Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования |
Урок 4. Ценность родства и семейные ценности |
Урок 5. Во что верят
православные христиане |
Урок 5 Прекрасные качества Пророка
Мухаммада. |
Урок 5. Буддийский
священный канон |
Урок 5. Патриархи
еврейского народа. |
Урок 5. Возникновение
религий. Религии мира и их основатели |
Урок 5. Семейные праздники
как одна из форм исторической памяти. |
Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура |
Урок 6 Священный Коран и Сунна как
источники нравственности |
Урок 6. Буддийский
священный канон |
Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. |
Урок 6. Священные книги
религий мира: Веды, Авеста. Трипитака, |
Урок 6. Образцы
нравственности в культурах разных народов |
Урок 7. Что говорит о человеке
православная культура |
Урок 7.Общие принципы
ислама и исламской этики. |
Урок 7. Буддийская картина мира. |
Урок 7. Исход из
Египта. |
Урок 7. Священные книги
религий мира: Тора, Библия, Коран. |
Урок 7. Нравственный
образец богатыря |
Урок 8. Христианское учение о спасении. |
Урок 8 Столпы ислама и исламской
этики. |
Урок 8. Буддийская картина мира. |
.Урок 8. Получение Торы на горе Синай. |
Урок 8. Хранители предания в религиях мира. |
Урок
8. Дворянский кодекс чести |
Урок 9. Добро и зло в православной традиции |
Урок 9 Исполнение мусульманами
своих обязанностей. |
Урок 9. Добро и зло |
Урок 9. Пророки и праведники в иудейской
культуре. |
Урок 9. Человек в
религиозных традициях мира |
Урок
9. Джентльмен и леди |
Урок 10. Христианская
этика. Заповеди блаженства |
Урок 10 Обязанности мусульман. |
Урок 10. Ненасилие и
доброта |
Урок 10. Пророки и праведники
в иудейской культуре. . |
Урок 10. Священные
сооружения |
Урок 10. Государство и
мораль гражданина |
Урок 11. Христианская
этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. |
Урок 11 Обязанности мусульман. |
Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни |
Урок 11. Храм в жизни иудеев |
Урок 11. Священные сооружения |
Урок 11. Образцы
нравственности в культуре Отечества |
Урок 12. Христианская
этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. |
Урок 12 Обязанности мусульман. |
Урок 12. Милосердие и сострадание |
Урок 12. Назначение синагоги и её
устройство |
Урок 12. Искусство
в религиозной культуре |
Урок 12. Мораль защитника
Отечества |
Урок 13. Христианская этика.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. |
Урок 13 . Обязанности мусульман. |
Урок
13. Отношение
к природе |
Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал |
Урок 13. Искусство в религиозной культуре |
Урок 13. Порядочность.
Интеллигентность |
Урок 14.Спаситель.
Жертвенная любовь |
Урок 14 Для чего построена и как
устроена мечеть. |
Урок 14. Буддийские святые. Будды |
Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме. |
Урок 14. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. |
Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства |
Урок 15. Спаситель. Победа
над смертью |
Урок 15 Мусульманское
летоисчисление и календарь. |
Урок 15. Семья в буддийской
культуре и ее ценности. |
Урок 15. Добро и зло |
Урок 15. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. |
Урок 17. Что значит «быть
нравственным» в наше время? |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 16. Творческие работы
учащихся. |
Урок 17. Подведение
итогов |
Урок 17. Подведение итогов. |
Урок 17. Подведение
итогов |
Урок 17. Подведение
итогов |
Урок 17. Подведение
итогов |
Урок 17. Подведение итогов. |
5 класс, первая четверть (17 часов) |
|||||
Блок 3. Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 2. (12 часов) |
|||||
Урок 18. Православие в России. |
Урок 18. Ислам в России. |
Урок 18. Буддизм в России |
Урок 18. Иудаизм в России. |
Урок 18. Религии России |
Урок 18. Добро и зло |
Урок 19. Православный храм |
Урок 19. Семья в исламе. |
Урок 19. Основы буддийского
Учения и этики |
Урок 19. Основные принципы
иудаизма. |
Урок 19. Религии России |
Урок
19. Долг и совесть |
Урок 20. Православный храм
и другие святыни |
Урок 20. Нравственные
основы семьи в исламе. |
Урок 20. Человек в
буддийской картине мира. |
Урок 20. Основные принципы
иудаизма |
Урок 20. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира |
Урок 20. Честь и достоинство |
Урок 21. Православные
Таинства. Символический язык православной культуры |
Урок 21. Нравственные
ценности ислама: сотворение добра, отношение
к старшим. |
Урок 21. Человек в
буддийской картине мира. |
Урок 21. Милосердие, забота
о слабых, взаимопомощь. |
Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира |
Урок 21. Смысл жизни и
счастье |
Урок 22. Христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) |
Урок 22. Нравственные
ценности ислама: дружба, гостеприимство. |
Урок
22. Буддийские символы |
Урок 22. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. |
Урок 22. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. |
Урок 22. Высшие
нравственные ценности |
Урок 23. Христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) |
Урок 23. Нравственные
ценности ислама: любовь к отечеству,
миролюбие. |
Урок
23. Буддийский храм . |
Урок 23. Совершеннолетие в
иудаизме. Ответственное принятие
заповедей |
Урок 23. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды |
Урок 23. Идеалы |
Урок 24. Православный
календарь, его символическое значение. |
Урок 24. Забота о здоровье
в культуре ислама. |
Урок 24. Буддийские святыни. |
Урок 24. Еврейский дом –
еврейский мир: знакомство с историй и традицией. |
Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве |
Урок 24. Принципы морали |
Урок 25. Православный
календарь. Почитание святых. |
Урок 25. Ценность
образования и польза учения в исламе. |
Урок 25. Буддийский календарь |
Урок 25. Знакомство с
еврейским календарем: его устройство и особенности. |
Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях
мира |
Урок 25. Методика создания
морального кодекса в школе. |
Урок 26. Православный календарь.
Почитание святых. |
Урок 26. Ценность
образования и польза учения в исламе. |
Урок 26. Праздники в
буддийской культуре. |
Урок 26. Еврейские
праздники: их история и традиции. |
Урок 26. Праздники в
религиях мира. |
Урок 26. Нормы морали.
Этикет. |
Урок 27. Православный календарь. Почитание святых. |
Урок 27. Праздники
исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. |
Урок 27. Искусство в
буддийской культуре |
Урок 27 Еврейские
праздники: их история и традиции. |
Урок 27. Семья, семейные
ценности. |
Урок 27. Этикетная сторона
костюма. Школьная форма – «за и против». |
Урок 28. Православный
календарь. Праздники. |
Урок 28. Праздники
исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. |
Урок 28. Священные буддийские
сооружения |
Урок 28. Ценности семейной
жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. |
Урок 28. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. |
Урок 28. Образование как
нравственная норма |
Урок 29. Христианская семья и ее ценности. |
Урок 29. Искусство ислама. |
Урок 29. Отношение к
природе |
Урок 29. Ценности семейной
жизни в иудейской традиции. |
Урок 29. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий. |
Урок 29. Человек – то, что
он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. |
Блок 4. Духовные традиции
многонационального народа России (5 часов)[1] |
|||||
Урок 30. Любовь и уважение
к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России |
|||||
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 31. Подготовка
творческих проектов |
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю
православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д. |
|||||
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к
России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие
и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой
дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
|||||
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество,
стихи, песни, кухня народов России и т.д.)[2] |
[1] Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
[2] Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства